|
|
![]() | |||||||||
| |||||||||||
(1844 – 1930) Редкому человеку, даже если он совсем далек от искусства, не известно имя Репина. Сразу же вспоминаются «Бурлаки на Волге»,
«Иван Грозный и сын его Иван»...
"Не ждали"... Репин обладал исключительным даром живописца и рисовальщика. Многофигурные полотна художника удивительно жизненны, естественны, их композиция решена неожиданно, смело и в то же время очень точно, взвешенно. Эта взвешенность, продуманность в глаза не бросаются, но становятся тем очевиднее, чем внимательней анализируешь картины. Существуют целые исследования, посвященные анализу композиций таких произведений Репина, как «Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии», «Торжественное заседание Государственного Совета». Среди огромного числа репинских работ — произведения на бытовые, исторические и сказочные темы, портреты, пейзажи, натюрморты, виртуозно исполненные рисунки и акварели. Он умел передать тончайшие душевные переживания, суть характеров, драматизм их столкновений. Психолог, тонкий задушевный лирик, резкий обличиель любых форм несправедливости и в первую очередь деспотизма, Репин остро реагировал на явления и события своего времени. Широта творческих интересов, сила художественного обобщения, редкое мастерство позволили ему представить разные грани современной жизни в их органическом единстве. В своем творчестве художнику удалось сконцентрировать все основные достижения русского искусства того периода. Репин родился в 1844 году на Украине, в Чугуеве, в семье военного поселенца. О своем детстве и юности Илья Ефимович рассказывает в книге «Далекое близкое», написанной талантливо, образно, превосходным языком. Главу Х этой книги он назвал «Ростки искусства». Художник вспоминал, как в детстве увлекся связыванием из палок, тряпок и дощечек коня, которому сделал из обрезков меха уши и гриву. На нем можно было сидеть верхом. Он все хотел смастерить лошадку, похожую на живую. Выпросил у матери кусок воска и вылепил лошадиную головку, сделав тонкой палочкой уши, ноздри и глаза. Затем мальчик освоил вырезание животных из бумаги, наловчился это делать быстро, начиная с копыта задней ноги. Двоюродный брат познакомил Илюшу с акварельными красками, сразу же завладевшими всем существом будущего художника: он изображал кусты, темную зелень роз и цветы на ней. Потом занялся писанками к великому дню — Светлому Воскресенью, первому дню Пасхи. Тонкой кисточкой расцвечивал куриные и утиные яйца. В школе Илюша учился хорошо: читал. и писал лучше других, все схватывал быстро. И с арифметикой ладил. Начал ходить в корпус топографов. «Итак, уже после долгих ожиданий и мечтаний я попал, наконец, в самое желанное место обучения, где рисуют акварелью и чертят тушью,— в корпус топографов; там большие залы заставлены длинными широкими столами, на столах к большим доскам были прилеплены географические карты, главным образом частей украинского военного поселения; белые тарелки с натертою на них тушью, стаканы с водою, где купаются кисти от акварельных красок, огромные кисти... А какие краски! Чудо, чудо! У меня глаза разбегались». Чугуев славился своими иконописными мастерами, позолотчиками, резчиками, столярами. Двенадцати-тринадцатилетним мальчиком Репин копировал иконы, двумя годами позже сделался самостоятельным мастером, да таким, что за ним приезжали подрядчики за 100 — 200 верст. В 1863 году Репин приехал в Петербург — сдавать экзамены в Академию художеств. «Знание — страшная сила. Оно только и освещает всю нашу жизнь и всему дает значение. Конечно, только науки и двигают людей. Для меня ничего нет выше науки; ничто так — кто ж этого не знает?— не возвышает человека, как образование. Если вы хотите служить обществу, вы должны знать и понимать его во всех его интересах, во всех его проявлениях, а для этого вы должны быть самым образованным человеком. Ведь художник есть критик общественных явлений: какую бы картину он ни представил, в ней ясно отразится его миросозерцание, его симпатии, антипатии и, главное, та неуловимая идея, которая будет освещать его картину... Да, вы совершенно правы, что задумались серьезно над этим вопросом. Настоящему художнику необходимо колоссальное развитие, если он сознает свой долг — быть достойным своего призвания. Я не скажу: быть руководителем общества, это слишком,— а быть хотя бы выразителем важных сторон его жизни. И для этого нужна гигантская работа над собой, необходим титанический труд изучения, без этого ничего не будет». Слова эти навсегда запомнились Репину. Недаром на склоне лет он воспроизвел их в статье «Иван Николаевич Крамской. Памяти учителя».
Следуя им, он всегда старался узнать как можно больше — из книг, бесед и споров, близких и дальних путешествий. Общение с Л. Н. Толстым, В. В. Стасовым, Н. Н. Ге, дружба со многими выдающимися художниками, композиторами, писателями и, конечно, изучение искусства прошлого, картин, рисунков, скульптур современников — все обогащало ум и душу. Поразительная работоспособность, страстная одержимость творчеством, восторг перед искусством в сочетании с ненасытной жаждой знаний, с широким кругозором, ярко выраженная гражданская позиция, любовь к народу и своей стране, к человеку, неизбывное желание принести людям пользу — все это обусловило великое значение сделанного Репиным. 0 незаурядном даровании Репина впервые можно было судить по картине «Воскрешение дочери Иаира», отмеченной Большой золотой медалью и заграничной поездкой за счет Академии художеств. Тогда ему было уже двадцать семь лет. Но годом раньше он начал, а через три завершил своих знаменитых «Бурлаков на Волге» (1870 — 1873)— полотно, открывшее новую страницу в истории русского да, пожалуй, и мирового изобразительного искусства. Подобной трактовки народной темы, такого художественного языка, новаторского композиционного решения ранее не было. Важную роль для роста профессионального мастерства сыграло пребывание Репина в Париже (1873 — 1876), путешествие по «музеям Европы», как назвал он поездку вместе с В. В. Стасовым в 1883 году по Италии, Голландии, Испании и другим странам. Помимо острой наблюдательности Репин имел феноменальную память, и не только зрительную: спустя 30 — 40 лет мог стенографически воспроизвести речь собеседника, спор с участием нескольких оппонентов, в деталях описать последовательное развитие событий, какую-либо сцену, пейзаж. Пример — его книга «Далекое близкое», в которой точность фактов нашла живое, яркое литературное воплощение. Анализируя эту книгу, Корней Чуковский утверждал, что «у Репина было два дарования и одно — по своим богатым возможностям — было не ниже другого».
"Стрекоза"(Дочь художника). "Автопортрет за работой".
По материалам книг: А.Д. Алехин "Когда начинается художник" В.Н. Александров "История русского искусства".
| |||||||||||
| |||||||||||
|